Что-то на айтишном: UI/UX-дизайнер
Чем занимается UI/UX-дизайнер? В чем отличие UI от UX? Какие слова и выражения нужно знать, чтобы стать успешным дизайнером?
— Сегодня определение слова «дизайнер» совершенно исказилось. Большинство людей при этом слове представляют скорее человека, который рисует картинки и заботится только о том, как выглядит результат его труда, — делится Lead Product Designer Кирилл Никитин, — На самом деле дизайн — это про то, как работают вещи. Дизайнер находится ближе к инженеру с высоко развитым чувством прекрасного. Больше всего это касается, конечно же, дизайнеров в IT.
Виды дизайна
— Самое распространенное название должности в IT — это «UI/UX-дизайнер». Иногда разделяют «UI» и «UX» , а те, кто хотят выглядеть круче всего, используют модное — «Продуктовый дизайнер», — улыбается Кирилл, — На самом деле, все это об одном и том же. Задача каждого из этих людей — сделать то, во что пользователь влюбится и будет использовать всегда. Просто каждый из них фокусируется немного на своем.
- UI (User Interface) — это фактически то, что пользователь видит и с чем он взаимодействует. Текст, изображения, кнопки, поля, формы и т.д. На самом деле user interface’ом являются даже выключатели вашей газовой плиты. Я частенько, готовя не дома, «ругаюсь» с бытовыми приборами, потому что мне не нравится, как спроектирован их интерфейс. Друзьям нравится это представление, граничащее с билетом в психушку.
- UX (User Experience) — это то, как пользователь чувствует себя, когда пользуется чем-либо. «Понимает ли он, что происходит и что можно сделать? Получил ли он конечный результат, который хотел изначально? Чего хотел, чего приходил?». Все эти вопросы касаются user experience дизайна.
На мой субъективный взгляд, действительно хороший дизайнер должен отлично разбираться в обоих направлениях. Наверное, именно поэтому самая популярная вакансия все-таки совмещает в себе и UI, и UX.
Популярные термины дизайнера
— Каждое из вышеперечисленных направлений можно описать каким-то набором процессов и конкретных «штук», которые можно сделать. А для этого нужно знать термины и сленг, — уверен Кирилл.
К UI дизайну относится:
- Wireframe, low fidelity wireframe — это схематические изображения интерфейса. Оно может быть исполнено хоть на бумаге карандашом. Это суть, скелет.
- Макет, «дизайны» — то, как будет выглядеть интерфейс, когда разрабочики «сделают с ним свою магию».
- User flow. Здесь показывается, как пользователь будет взаимодействовать с вашими дизайнами. Обычно это набор экранов и раскадровка каждого шага пользователя.
- Прототип — объединение дизайнов и user flow в псевдо-работающее приложение. По сути дела, это просто презентация, в которой можно понажимать кнопки, и от этого будет появляться соответсвующий экран.
- Компонент — это элемент интерфейса, который можно переиспользовать. Глупо же рисовать кнопку каждый раз? Поэтому мы используем компонент — он одинаковый везде, просто с разным текстом, например.
- Дизайн-система — это набор компонентов и правил, по которым собираются дизайны. Те же кнопки, поля, иногда целые части страницы или экрана. Для того, чтобы продукт не выглядел пестрым и собранным из разных не сочетающихся частей, будто монстр Франкенштейна, дизайнеры изобретают правила, по которым будет создаваться продукт.
К UX дизайну относится:
- Исследование — этот процесс объединяет в себе кучу методов и разных результатов этих самых методов. В общем, это можно описать как процесс попытки понять, что же нужно пользователю.
- User interview — значит именно то, что написано. Если вам хочется понять, чего хочет человек, самым логичным будет спросить у него, не правда ли? Здесь мы просто идем к нашему потенциальному пользователю и всеми правдами и неправдами пытаемся выяснить, что же нам сделать, чтобы он захотел пользоваться нашим продуктом.
- User persona — обобщенное описание пользователя, для которого мы делаем продукт. Очень сильно помогает помнить, что мы не делаем просто какую-то супер-пупер-дупер штуку для обработки кучи данных крутым AI-нейронкой, а в первую очередь — решаем конкретную проблему пользователя.
- User story, «job» — это как раз та самая проблема пользователя, которую нам нужно решить. Например, выбрать отель для отпуска. Или более детально — понять, включен ли завтрак в стоимость отеля.
- Design validation — просто проверка: «А действительно ли тот единорог, что мы напридумывали, решает проблему пользователя?». Можно придумать и сделать что угодно, но если это никому окажется не нужным, будет грустно и больно.
- Usability testing — процесс, когда вы показываете свой прототип пользователю, пытаясь понять, а сможет ли он с ним сделать то, что должен?
- Аналитика — «волшебные циферки», показывающие, как пользователи действительно пользуются вашим продуктом. Если быстро анализировать их и вносить изменения, есть шанс, что ваш стартап не разорится так быстро, как мог бы.
Бонус
«Словарик эффективного менеджера»:
- «Сделаем шрифт больше?», «Может, выделим красным?» — это значит, что менеджеру хочется больше акцента на каком-то элементе. Но мы же с вами уже крутые дизайнеры (или будем) и понимаем, что акцента можно добиться и другим способом — менее экстравагантным.
- «Давай сделаем так…» — это значит что менеджер не понимает, как нужно ставить задачу и пытается «поиграть в дизайнера» вашими руками. Ничего хорошего из этого не выйдет. Всегда спрашивайте: «Какую проблему мне нужно решить?».
- «Нужно вчера!» — это значит, что ваш менеджер категорически некомпетентен и не может выполнить свою основную обязанность — планирование. Бегите скорее от него!
Выбирай понравившуюся профессию в IT и изучай сленг: